1 июл. 2014 г.

Как в Греции поддерживают национального производителя


Это не экономические выкладки - простые наблюдения. Зато повседневные.
Последнее время призывы поддерживать национального производителя стали повсеместными, и это правильно. Однако рассчитывать исключительно на врожденный патриотизм  потребителя было бы неосмотрительно и даже глупо. Многое у нас делается для того, чтобы подкрепить материальную сторону вопроса, а многое еще предстоит. Хочу пока рассказать о том, что видела и сама проживала в другой стране.
Как же поддерживают национального производителя в Греции?

Прежде всего, качество и ассортимент греческих товаров действительно очень хороши. Специалист в области питания объяснил мне: греки настолько брезгливы, что просто не в состоянии выпускать некачественный продукт. В этом, как и во многом другом, Греция напоминает Британию. И это не слишком удобно для внешних рынков обеих стран. Они не могут посадить за станки ряды детей, ляпающих по валу миллионы изделий. Качественный продукт и небольшой объем, увы, чаще всего являются синонимами. Что же делается на внутреннем рынке?
В маркетах, торгующих международными товарами, возле каждого продукта есть не только маленький флажок, указывающий страну-производителя, но и большие бело-голубые надписи  "сделано в Греции". Иногда под греческие товары отводятся отдельные ряды и стеллажи.
Греки - патриоты, но даже патриотизма в сочетании с качеством было бы недостаточно, если бы не третий фактор: национальный продукт хоть на пару центов, а дешевле. Если рядом стоят пакеты с качественным греческим и не менее качественным немецким молоком, но пакет греческого стоит на десять центов меньше - угадайте, какое разметают с утра пораньше? Если икорный салат местного производства стоит два с половиной евро, а известного международного бренда - четыре с половиной - угадайте, коробки с каким из салатов наполнят потребительские корзинки после рабочего дня?
Еще один фактор - информация. Если национальный, даже далеко не самый крупный производитель выпустил всего-навсего новый сорт мороженого, об этом узнает вся страна. Конечно, способ рекламировать не только бренд, но и каждый отдельный продукт, требует вложений и труда. В любой мелкой лавочке, в любом, даже самом обезличенном молле,  продавец способен навскидку описать качества все стапятидесятитыщ продуктов, с которыми он имеет дело, охарактеризовать их позитивные и негативные качества и дать правильные рекомендации в соответствии с индивидуальными потребностями клиента. Нужно ли говорить, что теряя на одной отдельной недобросовестной продаже, рынок в целом и магазин в частности выигрывают намного больше, приобретая доверие потребителя?
Итак, патриотизм, качество, цена, информация и доверие - этих пяти китов хватает грекам, чтобы национальный продукт имел абсолютный приоритет во всех покупках - от еды и одежды до предметов роскоши. При этом существуют и чисто партнерские области, в самой стране развиваемые достаточно слабо, например, автопром. И это обеспечивает прочность внешних связей с соседями.
Очень приятно видеть шаги, предпринимаемые в нашей стране. Очень хочется, чтобы практика стала повсеместной. Об этом я думала, заходя в магазины украинского льна - слишком маленькие, слишком плохо расположенные, слишком дорогие вследствие отсутствия господдержки и госконтроля над ценами. Эти же чувства вызывают фестивали еды и ремесел. Масса мелких производителей появляется, что прекрасно, но всего один раз, чтобы исчезнуть в безвестности. Где можно купить диетические  сласти без сахара? Кто шьет ароматные, безопасные для детей этнические игрушки? Где их найти? Под самым носом. В чем их достоинства и недостатки, кроме того, что "очень хорошие и вам всем надо"? Какие из них принесут реальную выгоду и за счет чего? Непаханое поле.
Очень хочется вспахать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий